[ Скачать с сервера (608.7 Kb) ] | 2013 Ноя 22, 23:03:19 |
Урок-практикум в 10-м классе "Принципы русской орфографии" по учебнику Н.Т. ГольцевойЦЕЛЬ УРОКА: восстановить в памяти учащихся основные принципы русской орфографии, активизировать знания правописания орфограмм в различных морфемах, умение объяснить выбор нужных букв; воспитание любви и бережного отношения к родному языку. 1. Организационный момент.Человек так устроен, что чем бы он ни занимался, он хочет добиться успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего занятия. Все мы хотим успеха. А чтобы успех был на уроке, мы всегда придерживаемся следующих правил: – слышать и слушать, Сегодня у нас урок-практикум, и мне хочется, чтобы мы не просто повторили принципы русской орфографии, но и поговорили о великом русском языке. Вы знаете, что 2007 год был объявлен годом русского языка. – Почему возникла такая необходимость? – Да, действительно, русский язык засорен иностранными словами, сленгами. Речь стала менее богатой, выразительной, поэтому необходимо постоянно увеличивать лексический запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. И, конечно, образцовому языку нужно учиться у наших классиков. "Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.” – писал Л.Н.Толстой… Удивительный дар дала нам Россия. Тысячелетиями создавал народ родной язык. Ты никогда не станешь тусклым, (А. Марков.) – Какова основная мысль данного стихотворения? Обогащая свой лексикон, стремитесь к правильному произношению. 2. Орфоэпическая минутка.КрасИвее, углубИть, чЕрпать, языковОй, языкОвая. Нет языка красивее русского! Нужно углубить знания по предмету. Черпать новое хорошо в лингвистических словарях. Мы приступаем к языковому анализу текста. 3. Языковой анализ текста.
А Островский. 1) Вел..чайшее богатство народа – его язык! Тема текста – величие и богатство русского языка. Главный вывод: пословицы – это крылатая мудрость народа. Микротемы: 1) слово – сокровище человеческой мысли; пословицы – богатство русскогоя зыка; отражение в пословицах многообразие человеческих отношений; патриотическая гордость в русских пословицах. 1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
2. Определите стиль и тип текста.
П. Воздействие на читателя, рассуждение – автор излагает, разъясняет, подтверждает свою мысль. 3.Мы с вами закончили изучение темы "Принципы русской орфографии” – Назовите основной принцип русской орфографии? (Морфологический : все значимые части слова (морфемы)пишутся так, как они произносятся в сильной позиции (отчетливо)дуб-дубы, тропа-тропка, подлить ) – Какие ещё принципы русской орфографии вам известны? (Фонетический (написание в соответствии с произношением)) заря-зорька, итог – подытожить, расписать – роспись. Традиционный ( исторические), дифференцирующие написания(компания – кампания, ожег – ожог руки) 4.Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания Затем на магнитную доску прикрепляются слова из данного текста, относящиеся к тому или иному принципу русской орфографии. Морфологический: тысячелетиями, перелетают, безграничная, честность,несметные, изречения, величайший, тысяч (Р.п.), красота. Фонетический: безверие, отлагается, мировоззрение, предрассудков Традиционный: кристаллический, патриотический, афоризмы, страдания, национальный. 5. Найдите в предложении 2 орфографические и 1 пунктуационную "ошибки”.Запишите предложение в виде прямой речи. Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело бы и животрипетало, как метко сказаное русское слово. (Н.В.Гоголь) 6. Работа с текстом.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев) – Какие изобразительно-выразительные средства использовал И.С. Тургенев? (Могущественное орудие, умелые руки; эпитеты: прекрасный…) – Перечислите все правила (орфографические и пунктуационные), не выучив которые, человек мог бы сделать ошибки в этом тексте.
7. Итог.Каждый человек должен стремиться к высокой культуре, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его беречь и умножать! Удивительный дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. (И.А.Ильин) 8. Дом задание.Написать сочинение-рассуждение по тексту М.Шолохова. | |
| |
Просмотров: 4319 | Загрузок: 122 | |